2. Статья. "Здравый смысл ученика против быстрого обучения игре в теннис." 


Дополнение к книге: Руководству по физической подготовке теннисистов

        Почему обучение игре в теннис затягивается на многие годы? Теннис атлетическая игра, а развитие атлетизма дело не простое и требующее огромных временных, трудовых и материальных затрат. Но это не все, что ограничивает успешность в овладении техническими приемами. 

                Людям свойственна природная лень, поддерживаемая всесильным здравым смыслом - то, что можно сделать легче, человек сделает без усилий, т.е. сэкономит силы. Спортсмен может (и обязан) знать, что без применения силы, ее увеличение невозможно. Но выполняя упражнения по овладению ударами по мячу будет их выполнять "как легче". Тренер говорит: при исполнении удара не прижимай локоть к торсу, т.е. бей выпрямленной рукой. Ученик подтверждает: понял. И...делает пару ударов в оптимальной форме, но продолжая экономить силы, возвращается к неверному исполнению.

             И так повторяется множество раз: тренер говорит, демонстрирует, а ученик не повторяет и довольно долгое время. Почему? Да только потому, что для того, чтобы выполнить не привычное, более трудное (в смысле применения силы) действие, нужно перед его выполнением дать себе команду выполнить это действие. Кто то скажет: ну и давай себе команды. Без мяча - легко и просто. И тренер видит, что имитации ударов (и передвижений) выполняются довольно четко.

               Но вот набрасывается мяч. Ученик опять выполняет удар "как легче", т.е. неправильно. Тренер, знакомый с основами физиологии понимает, вернее даже знает, что внимание - способность наблюдать и контролировать движущийся объект у человека одно. И во время прилета мяча ученик его использует на 100% наблюдая за движением мяча. Но в это же время нужно дать себе команду выполнить удар технически правильно. А как? Если внимание поглощено наблюдением за мячом? Более того, вниманием руководит не столько ученик, сколько его непреодолимое желание направить мяч в корт. Что же делать тренеру?

             В следующем абзаце я дам четкую рекомендацию, как же преодолевать эту природную несообразность. Как облегчить и ускорить обучение технике ударов и передвижений? Современные тренеры добиваются результата, но за год, два при регулярных тренировках. Я это делаю за несколько месяцев. Хотите знать как? (Ставьте лайк или публикуйте коммент: Хочу! - пока это не работает на Сайте, но мы исправляем ситуацию...)

           И так ответ на вопрос, затронутый в статье "Здравый смысл ученика против быстрого обучения технике игры в теннис". Облегчить ситуацию и ускорить получение результатов тренировок мне удалось обучая учеников управлять своим вниманием. Естественно полагать, что если ученик делает движение рукой, не обращая своего внимания на то, как он его делает, т.е. он не видит и не чувствует, где находится локоть, запястье, ракетка во время движения руки, то он и не запоминает его. Сообразно этому очевидно, что не запоминая ощущения возникающие при исполнении ударов, конструкции предложенной тренером, ученик не может их контролировать и повторять. В такой ситуации наработка автоматизма крайне затруднительна и требует неограниченно большого времени. Поэтому перед началом технической работы я проясняю с учеником его понимание значения слов внимание и изменение направленности внимания. Затем демонстрирую ему, что при его согласии, а иногда и без него, могу извне управлять его вниманием, давая те или иные команды и... самое главное, что ученик сам может управлять своим вниманием очень быстро меняя его направленность и концентрацию.

             Упражнение: внимание ученика на мяче, лежащем на корте, внимание на различных частях руки (запястье. локоть, плечо) и снова на мяче. Ученик все быстрее и быстрее произвольно указывает пальцем левой руки на мяч, на запястье, на мяч, на локоть, на мяч, на плечо, которые я называю. Упражнение продолжается, когда я беру мяч в руку и начинаю его перемещать в пространстве в то время, когда ученик по моей команде быстро указывает на мяч, на плечо, на мяч, на локоть и т.д. и заканчивается, когда ученик говорит, что ему легко удается очень быстро менять точки приложения внимания. Далее проверка.

Смотрим клип.

Григорий выполняет упражнение, а зрители могут удостоверится в том, что он владеет навыком очень быстрого переноса внимания с движущегося мяча на метку на корте, на которую ему необходимо наступить перед выполнением удара и обратно на движущийся мяч. Подчеркну, что Григорий выполняет это упражнение впервые в жизни. 

 

 

Компонент комментариев CComment